ГУП НСО НОЦРПП
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области


Ритейлеры предложили парадигму «Нет ущерба — нет ответственности»

ИД «Коммерсантъ» совместно с АКОРТ и ГК «Обувь России» при поддержке Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» провели V Сибирский форум «Ритейл будущего: расширяем границы»

 

В связи с развитием новых технологий и новых форматов отрасль розничной торговли непрерывно меняется. Так как ритейл становится высокотехнологичной индустрией, границы между форматами, каналами торговли и коммуникации стираются, а конкуренция растет, ритейлерам необходимо быть в тренде. При этом падающая в связи со снижением среднего чека и сокращением потребительского спроса маржа вынуждает участников рынка выходить в офлайн или… умереть.

 

Докладчики сошлись во мнении, что в российском ритейле главенствуют консолидация рынка, промо-акции и цифровизация. Как отметила менеджер по развитию регионального ритейла Nielsen Мария Гаранина (г. Новосибирск), 75% от всего оборота российского розничного рынка составляет т.н. «современная торговля» — магазины самообслуживания. Среди них преобладают ТОП-5 сетей — Магнит, Лента, Ашан, Х5 и Дикси, которые выдавливают конкурентов. В Сибири в 2018 году закрылось 5 сетей. Федеральные сети захватили 22% рынка Сибири и 42% рынка Новосибирска. На их фоне локальным сетям типа «Добрянка», «Ярче!», «Светофор» и «Фермер-Центр» приходится прикладывать немалые усилия, чтобы отстроиться от конкурентов.

 

На сентябрь 2018 года рост общего оборота розницы составил 6,4%. Падение на 4% реализации категорий молочных продуктов, соусов и растительного масла, товаров для интимной гигиены и средств для бритья перекрыто ростом продаж замороженных продуктов, товаров для животных и алкоголя. В 22 из 49 категорий товаров 60% денежного оборота приходится на промо-акции по сравнению с 43% в предыдущем периоде. При этом онлайн-покупатели готовы переплачивать за удобство и ассортимент. Движущий мотив — экономия времени.

 

Управляющий партнер закрытого сообщества топ-менеджеров розничных компаний Redis Business Class Ирина Шехалай (г.Москва) представила подготовленный совместно с аудиторами из PwC «Ритейл-барометр», основанный на опросе топ-менеджеров сотни сетей. Согласно данным их исследования, трудности в ритейле за минувший год еще более выросли. Платежеспособность покупателей и сумма среднего чека падают, конкуренция растет. 80% россиян экономят на покупках. На этом фоне 38% респондентов считают, что будет еще хуже; 49% — что ничего не изменится.

 

Сдержанный оптимизм у ритейлеров вызывают сегменты бытовой техники и электроники, продуктов питания, аптечных товаров и E-Commerce. Если в категориях продуктов питания и электроники есть надежды на рост среднего чека, то в категориях модной одежды и аптечных товаров — на увеличение трафика. Раньше был фокус на экспансию и качество товаров, а сегодня — на понимание потребностей каждого клиента, эффективность затрат и гибкую операционную модель. Т.е. онлайн- и офлайн-присутствие, и предложение востребованного ассортимента без излишеств по минимальной цене. Лидеры рынка начинают практиковать т.н. динамическое ценообразование; персональные предложения; учет геолокации; терминалы, с помощью которых можно подобрать то, чего нет на полках, использование роботов-консультантов и разнообразные системы автоматизации.  

 

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ» Сергей Беляков (г. Москва) сообщил, что на сентябрь 2018 г. вклад розницы в ВВП страны (14,4%) уступает лишь обработке (19,3%) и добыче полезных ископаемых (29,2%). Однако развитие сегмента сдерживает падение на 2,5% реально располагаемых доходов населения, рост издержек ритейла и сокращение рентабельности до 3%-4%. Онлайн-каналы теоретически помогают снижать издержки, но у значительной части населения бытует недоверие в покупке, например, продуктов питания через Интернет. Хотя на площадке AliBaba процесс уже пошел.  

 

Избыточное госрегулирование отрасли сдерживает её развитие и нарушает законы рынка, что негативно сказывается на потребителе. Из-за этого фактора отечественные сети начинают проигрывать глобальным сетям и Интернет-площадкам. Так, чипирование и внедрение онлайн-касс привело к тому, что множество небольших торговых точек ушло из «белой зоны». Даже крупные ритейлеры используют ЕНВД, получают незаконные преимущества и таким образом выдавливают с рынка законопослушных налогоплательщиков. То же самое с продажами некачественной продукции. Чем ниже доходы населения, тем выше спрос на товары-заменители по более низкой цене. Тогда как издержки ритейлеров, которые ведут бизнес «вбелую», непрерывно растут.

 

Как резюмировал Сергей Беляков, на этом фоне оптимистом быть трудно. Поскольку торговля есть драйвер экономического роста, «АКОРТ» уповает на то, что во взаимодействии с ритейлом государство перейдет от запретительно-оградительной политики к стратегии партнерства с и поощрению здоровой конкуренции. То же относится к переводу розницы только на безналичный расчет. Как уверяет Сергей Беляков, «в Европе способ расчетов считается несущественным, однако если ритейлер уклоняется от уплаты налогов либо продает некачественный или контрафактный товар, включаются драконовские штрафные санкции. Нет ущерба — нет ответственности».