Навигационная система: произведено в России
Привычные нам автомобильные навигаторы, способные определять местоположение по GPS-сигналам появились только в начале 90-х годов прошлого века, хотя попытки создать нечто подобное предпринимались еще в 30-х годах.
Современные устройства для автонавигации – это универсальные помощники на дороге. Они не только облегчают поиск дома или улицы в незнакомом городе. Навигаторы рассчитывают время поездки, отображают информацию о дорожной ситуации в режиме реального времени, предупреждают о камерах контроля скорости. Благодаря голосовым подсказкам, водитель, не отвлекаясь от дороги, заблаговременно получает уведомление о необходимости перестроиться. Так технологии снижают риск опасных и непредсказуемых маневров во время движения.
Сложная функциональность устройств была бы бесполезной без карт местности, содержащих подробные данные о дорожной сети. Создание карт для спутниковых навигаторов – трудоемкий и непрерывный процесс. Карты постоянно улучшаются: уточняется адресная информация, добавляются новые объекты инфраструктуры. Перед разработчиками также встает задача по оптимизации карт. Несмотря на постоянно растущую детализацию карт, при установке на устройство они не должны занимать слишком большой объем памяти. Как производителям удается справиться с этой непростой задачей?
Оптимальное решение
Для директора ООО «Навигационные системы» Дениса Першина вопрос оптимизации карт при сохранении их полноты и достоверности является одним из важнейших. Программа, над которой работает его команда, получила почетную премию «Продукт года 2016» в номинации «Навигационное ПО для смартфонов». Чтобы оправдать доверие пользователей, картографам и программистам, обосновавшимся в бизнес-инкубаторе наукограда Кольцово, приходится напряженно работать.
– Наш основной и единственный на сегодняшний день заказчик – АО «Центр Навигационных Технологий» («ЦНТ») – было основано в 2006 году, – рассказывает Денис Першин. – Картографы «ЦНТ» вносят актуальные изменения в дорожную сеть, для этих целей у компании есть собственный парк геодезических автомобилей, на которые установлено специальное оборудование. Базу данных постоянно пополняют новые населенные пункты, улучшается адресный поиск, добавляются новые объекты инфраструктуры.
Несмотря на то что информации становится больше, место, которое карта может занимать на устройстве, все время уменьшается.
- Когда в марте 2015 года было образовано ООО «Навигационные системы», перед нами была поставлена задача по оптимизации объема карт, и пока мы с ней успешно справляемся», – объясняет Денис Першин. – Конечно, проще, если объем памяти и дискового пространства неограничен, как в случае, если маршрут считается на сервере. У автонавигатора небольшой объем памяти, поэтому оптимизация происходит за счет использования все более сложного математического аппарата.
Навигация для грузового транспорта
Когда автомобильная навигация только делала первые шаги, отдельные устройства для разных видов транспорта никто не выпускал, хотя очевидно, что маршруты большегрузного и легкового автомобилей не всегда совпадают.
– Сегодня мы активно занимаемся вопросом полноценной поддержки грузового транспорта, – рассказывает Денис Першин. – Во всем мире грузовой транспорт движется по ограниченному числу дорог и в наших навигаторах уже предусмотрена возможность задать длину, высоту, общую массу и допустимую нагрузку на ось. Используя эти данные, программа строит оптимальный маршрут для грузового автомобиля, чтобы он смог проехать, минуя участки, где не проходит по габаритам.
Компания все время стремится быть на шаг впереди запросов пользователей. «Недавно мы добавили опцию прокладки альтернативных маршрутов, – рассказывает Денис Першин. – Иногда человек смотрит на проложенный маршрут, и он ему не нравится. Навигатор готов предложить альтернативу. Возможно, что другой маршрут окажется длиннее, зато он будет оптимален по другим параметрам, например, он будет содержать минимум маневров на сложных развязках с плотным движением. Для новичка это важно. Основная задача любой компании – сделать продукт, который нужен пользователям, поэтому требуется учесть разные запросы».
Выход на европейский рынок
Сегодня в портфеле АО «ЦНТ», с которым сотрудничает компания «Навигационные системы», карты 64 стран мира. По данным агентства GfK, доля «ЦНТ» на рынке производителей навигационных карт СНГ составляет 84%. В 2015 году продукция компании была награждена в Польше премией Złoty Bell, в категории «Навигация года».
– Когда-то западные разработчики не верили, что в России смогут сделать качественные карты, мы доказали, что это возможно, – говорит Денис Першин. – Создание подробных карт требует больших усилий. Нашим сотрудникам приходится работать с полной отдачей, сложность задач растет. Невозможно делать работу на одном уровне, нужно каждый раз делать ее лучше. Чтобы это удавалось, мы создаем для персонала максимально комфортные условия.
В настоящее время офис компании «Навигационные системы» располагается в бизнес-инкубаторе наукограда Кольцово. Помимо рабочих помещений здесь есть просторные переговорные комнаты, собственная спортивная комната, большая столовая. На территории бизнес-инкубатора всегда можно проконсультироваться с экспертами в различных областях, например, по вопросам экспорта.
– Благодаря своей социальной инфраструктуре, Кольцово является самым перспективным местом для развития IT-компаний, – говорит Денис Першин. – Многие сотрудники переехали в наукоград из Академгородка и других районов Новосибирска. Администрация поселка заботится о своих жителях, здесь нет очередей в детские сады и не так сильно загружены школы. Есть условия для занятий спортом. Мне принципиально важно знать, на что расходуются налоги нашей компании, и могу сказать, что в Кольцово я это вижу.
Будущее навигационного ПО
Сегодня карты, оптимизацией которых занимается компания «Навигационные системы», можно встретить на навигаторах, смартфонах и планшетах. Производители встраивают GPS-приемники в различные устройства, поэтому разработчики уделяют особое внимание адаптации ПО и карт под операционные системы Android, iOS, Windows Phone, BlackBerry OS, Windows CE.
Какие еще задачи стоят перед российской компанией?
– Мы трудимся над разработкой нового дизайна, программа будет выглядеть иначе, – говорит Денис Першин. – Стараемся учесть предложения пользователей и общие тренды в IT-индустрии. Интерфейс станет ближе к андроидным приложениям, это упростит работу с программой и даст возможность людям пользоваться устройством на уровне интуитивного понимания.