Дышите легче: как выпускники Бизнес-инкубатора Новосибирской области делают воздух чище
Елена Жданова, «Континент-Сибирь», 09 Ноябрь, 2018
Директор ГК «Тион» Дмитрий Трубицын
Умный микроклимат, климат-контроль с помощью смартфона и другие подобного рода опции сегодня стали реальностью. Однако мало кто знает, что известная сегодня по всей России новосибирская компания «ТИОН» — один из пионеров этого сегмента — 10 лет назад была стартапом под именем «Аэросервис», начавшим с аренды помещения в Бизнес-инкубаторе Кольцово. «Континент Сибирь» изучил путь компании на рынке, чтобы понять за счет чего ей удалось достичь успеха.
Бизнес-инкубатор Новосибирской области, Центр поддержки предпринимательства Новосибирской области и Центр поддержки экспорта Новосибирской области — структурные подразделения ГУП НСО «НОЦРПП», находящегося в ведомственной принадлежности минпромторга Новосибирской области.
Цель работы ГУПа — на бесплатной основе оказывать малым и средним предприятиям региона на любом этапе их деятельности разностороннюю поддержку — от генерации бизнес-идеи, консультирования и обучения до льготной аренды площадей, технологического оборудования, продвижения их продукции в стране и за рубежом. Приоритет — инновационные компании реального сектора. Поддержкой Бизнес-инкубатора Новосибирской области резиденты могут пользоваться в течение трех лет — как правило, за этот срок компания-стартап получает опыт, позволяющий успешно выйти со своим продуктом на рынок. С 2007 года по настоящее время бизнес-инкубатор в Кольцово прошли более 85 компаний, создавших инновационные продукты в таких областях, как биотехнология, ветеринария, медицинская диагностика, косметология, энергосбережение и во многих других.
Стандартная история из 1990-х — сначала торговля, потом еще что-то и, наконец, успех — это не случай ТИОНа. Компания появилась благодаря научным корням — ее основатель Дмитрий Трубицын работал в одном из научных институтов Академгородка, где занимался технологиями очистки воздуха. Этот интерес привел бизнесмена к знакомству с московским коллегой, который первым на отечественном рынке занялся системами очистки воздуха. Бизнес не пошел, однако оборудование, которое осталось после закрытия предприятия в Новосибирске, перешло к Трубицыну, решившему развивать идею.
Стартового капитала для запуска серийного производства у Дмитрия Трубицына не было. Но «Аэросервису» (так изначально называлась компания) повезло в том, что как раз в середине нулевых региональные и федеральные власти значительно расширили поддержку малого бизнеса. В наукограде Кольцово начал работу Бизнес-инкубатор Новосибирской области, и ожидалось открытие Академпарка. Эти события вдохновили предприимчивую молодежь, мечтавшую покорить весь мир. По словам Трубицына, его компания по достаточно низким ставкам арендовала площади в Бизнес-инкубаторе, а также технологическое оборудование в Центре прототипирования Академпарка. «Для начинающих предпринимателей, имеющих ограниченный бюджет, это очень действенные меры поддержки», — подчеркнул собеседник «КС».
Принципы попадания резидентов в Бизнес-инкубатор всегда были четкими и упорядоченными: стартаперы отбираются управляющей компанией на конкурсной основе. При этом компании на момент подачи заявки должны иметь статус субъекта малого предпринимательства. Для участия в конкурсе претендент предоставляет бизнес-план, описывающий развитие компании в течение трех лет пребывания в бизнес-инкубаторе.
Принципиально важным событием в дальнейшем развитии «Аэросервиса» стал первый заказ — на 400 тысяч рублей от аэропорта Толмачево. Такой шаг достаточно активно обсуждался в бизнес-сообществе, ведь на тот момент про компанию «ТИОН» мало кто знал, но тем не менее ей доверили безопасность миллионов пассажиров. Напомним, тогда в Толмачево проходила реконструкция, деньги на которую шли не только из областного, но и из федерального бюджета. Однако команда «Аэросервиса», у которой к этому времени не было даже официальной линейки собственных продуктов, была готова к такому «марш-броску». Как признавал тогда Александр Бородин, занимавший пост гендиректора Толмачево, было принципиально показать, что обустройством нового здания аэропорта могут заниматься новосибирские инновационные компании.
Примерно в это же время в числе заказчиков «Аэросервиса» появился еще один знаковый партнер — новосибирский офис компании British American Tobacco. Однако через некоторое время Трубицын с компанией, поначалу ориентировавшиеся только на бизнес, поняли, что их потенциальная аудитория находится не столько и не только в офисах, но и в квартирах. Особенно в столичных. Проблема копоти и гари в многоэтажках, когда в округе Москвы бушевали пожары, никак не решалась, и кому-то надо было предложить варианты.
Все эти события и поиски новых заказов привели к тому, что «Аэросервис» занял в Бизнес-инкубаторе целый этаж. Трубицын и его партнеры по бизнесу стали очень популярны как среди областных государственных структур, поскольку наглядно демонстрировали пользу бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, так и среди рейдеров. Впрочем, споры по интеллектуальной собственности, которая используется в приборах «ТИОН», улеглись, и остается надеяться, что навсегда.
На текущий момент «ТИОН» наравне с производителем коронарных стентов компанией «Ангиолайн» является одним из самых известных выпускников Бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово — компания демонстрирует рост, а ее представительства работают в Москве, Евросоюзе и Китае. Еще больше впечатляют планы на ближайшее будущее: два крупных проекта в сервисе по мониторингу качества воздуха и в «умном управлении» параметрами воздушной среды в помещениях с минимальными энергетическими затратами.
По словам руководителя Бизнес-инкубатора Новосибирской области Ирины Денисовой, «около 25–30% стартаперов, прошедших через инкубатор, добиваются успеха и создают собственное производство. При этом в мировой практике принято считать, что всего 8% стартапов перерастают в реальный бизнес. Начальный этап — самый сложный для компании, поэтому в инкубаторе созданы очень мягкие условия для предпринимателей, в аренде как офисных помещений, так и всей необходимой техники, а также оборудования для производства. Более того, специально для стартаперов проводится серия образовательных программ — это очень важно и полезно для начинающего бизнеса, поэтому желающих стать нашими резидентами всегда достаточно много».
«Это правильно, когда наши резиденты стремятся воспользоваться этой возможностью — прийти послушать людей, которые могут подсказать что-то полезное, — рассуждает Ирина Денисова. — Возможно, именно этих советов молодым компаниям не хватает для такого успешного рывка, который сделал ТИОН».