ГУП НСО НОЦРПП
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области


Инвестиционный климат Новосибирской области

Источник: отчет за 2017 год врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, ведомостинсо.рф 

В сравнении с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации Новосибирская область по итогам 2017 года имеет лучшую, чем в среднем по стране, динамику развития промышленности, розничной, оптовой торговли, а также общественного питания и сферы платных услуг.

 

Доходы бюджета за период составили 124,7 млрд рублей (100,3% от плана), расходы бюджета — 121,3 млрд рублей (95,9% от планового значения), объём государственного долга снижен на 723,8 млн рублей до 47,1 млрд рублей, расходы на обслуживание долга — на 633 млн рублей.  Аналитическое кредитное рейтинговое агентство впервые присвоило Новосибирской области кредитный рейтинг А+(RU) со стабильным прогнозом. В рейтинге инвестиционного климата «Клуба лидеров» регион занимает 4-е место. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2016—2017 годах он поднялся с 46 на 27 место.

 

Право на господдержку за период получили более 40 инвестиционных проектов с совокупным плановым объёмом инвестиций более 80 миллиардов рублей. Из них десяти инвесторам предоставлены субсидии на сумму 148 миллионов рублей. 23 инвестора по итогам 9 месяцев 2017 года воспользовались налоговыми льготами на сумму 289 миллионов рублей.

 

Двум флагманским проектам Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области (АО СКТБ «Катализатор» и АО «Вектор-Биальгам») определена господдержка на 2017-2020 годы на общую сумму 139 миллионов рублей, включая субсидии на 20,7 миллионов рублей в 2017 году.

 

Упрощенный доступ к земельным ресурсам для масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения позволил предоставить 7 инвесторам земельные участки для реализации проектов с общим объёмом инвестиций более 9 миллиардов рублей.

 

Развитие промышленности

Индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 103%. Ряд высокотехнологичных отраслей развивается темпами, намного превышающими среднероссийские показатели. В производстве лекарственных средств, медицинских материалов рост составил 109,8%, в производстве электрического оборудования — 112%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 140,9%. Высокие темпы роста добычи антрацита у предприятий АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный».

 

В три раза увеличился объём поддержки проектов модернизации и технического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса. Если в 2016 году на эти цели из федерального бюджета было перечислено 805 миллионов рублей, то в 2017 году — 2,8 миллиарда рублей.

 

Реализованы проекты создания новых и развития действующих производств в широком спектре отраслей: от производства битума, композитных панелей и бумажных изделий до имплантатов для лечения переломов костей.

 

Развитие предпринимательства

По уровню развития малого бизнеса Новосибирская область на 1-ом месте в Сибирском федеральном округе, в России — входит в Топ-10. По количеству действующих малых предприятий, средней численности работников и объёму инвестиций она занимает 7-е место, а по обороту малых предприятий — 6-е место в Российской Федерации. На предприятиях малого и среднего бизнеса трудится 34% трудоспособного населения региона.

 

Для поддержки предпринимательской активности в 2017 году проводилась реализация целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса, региональных программ поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного климата региона. Сумма бюджетных ассигнований по двум программам в 2017 году составила 366 миллионов рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 145,6 миллиона рублей.

 

Для  поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области осуществляются следующие меры:

  1. Финансовые меры поддержки: налоговые льготы, субсидии.
  2. Предоставление государственных гарантий.

3.Система нефинансовых мер государственной поддержки (консультационное, методическое и информационное сопровождение).

4.Специальные меры государственной поддержки для сферы бытового обслуживания и сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.

 

Сумма кредитов под поручительства Гарантийного фонда превысила 6 миллиардов рублей. На федеральном уровне регион сотрудничает с Фондом развития промышленности РФ, Корпорацией «МСП». Благодаря этому и другим мерам в 2017 году на 12% увеличился оборот малого и среднего бизнеса, заняв почти половину общерегионального оборота. Спецификой экономики и важнейшим конкурентным преимуществом региона является диверсификация и высокий уровень предпринимательской активности.

 

Развитие агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс региона сохранил тенденцию роста объёма производства валовой продукции. В 2017 году произведено сельхозпродукции на 93,4 миллиарда рублей с приростом 1,8%. Производство пищевых продуктов и напитков также выше уровня 2016 года, всего товаров этой номенклатуры отгружено более чем на 120 млрд рублей.

 

Объём государственной поддержки в данном сегменте составил 4,1 миллиарда рублей, в том числе 1,7 миллиарда за счёт средств региона и 2,4 миллиарда — из федерального бюджета. В отрасль продолжают идти инвестиции: в 2017 году их привлечено на сумму 9,2 миллиарда рублей.

 

В 2017 году регион получил рекордный за последние семь лет урожай зерновых культур, почти 3 миллиона тонн, что на 20,3% выше объёма предыдущего года. На 30% увеличилось производство овощей в закрытом грунте. Также Новосибирская область заняла в России 2-е место по поголовью молочных коров, 9-е место по производству и реализации молока.  

 

Дотации из федерального бюджета

Дотации Новосибирской области из федерального бюджета в 2018 году составят 5,56 млрд. рублей. Несмотря на некоторое увеличение по сравнению с 2016 годом, этого недостаточно  для  реализации проектов,  обозначенных в «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», превращения области в главный инновационный центр на востоке России, отвечающий вызовам XXI века. В условиях ограниченных бюджетных возможностей мощным инструментом  для  осуществления инвестиций в экономику региона является привлечение на взаимовыгодных условиях к решению  общественно-значимых задач частных  инвестиций.

 

Перспективы

В регионе достаточное количество приоритетных проектов для инвестирования. Предполагается  развитие  промышленных и индустриальных  парков,  территорий  опережающего  развития  (ТОРов) в г.Тогучин и р.п.Линево, реализация программ  реиндустриализации  экономики  Новосибирской  области, строительства  и  реконструкции  общественно  значимых  объектов образования, культуры, физической культуры и спорта, решение проблемы  ветхого и  аварийного  жилья, строительства и реконструкции объектов дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры и многое другое.

 

На это направлен областной  закон  «О  государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области». Государственная поддержка оказывается в рамках областных целевых программ «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012–2021 годы», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2027-2022 годы». Расходы в рамках данных программ защищены областным бюджетом.